Главная » 2014 » Январь » 17 » Локальная экономика, как комплекс взаимосвязанных производств
14:53

Локальная экономика, как комплекс взаимосвязанных производств

Покупай местное


Мне кажется, нужно создать серьезное понимание, как можно
сегодня жить в сельской местности или в малом городе.
Как это можно сделать,
опираясь на реалии 21-го века? Затем показать это в реальности,
потому что, когда вы придете к главе муниципального образования,
который сегодня не слышит ничего, не видит ничего, кроме того,
что приносит ему дотацию из бюджета.

Мы в одном из районов помогли создать проект, который создал там
рынок меда и медопродуктов. Мы создали сеть пчеловодов. Научили их.
Дали им грант, и привели к тому, что оборот по меду достигает нескольких
миллионов рублей.

Выясняется, что властям это совершенно не интересно, вообще не важно,
потому что они с этого ничего не имеют. Не смотря на то, что это
экономика их района.

Но если мы пришли к губернатору и говорим, что мы готовы к вам переехать,
мы готовы здесь заниматься бизнесом, мы знаем, как это делать, только
сделайте со своей стороны вот это. Это уже другой подход.

Я сегодня с несколькими губернаторами об этом говорил. Последние несколько
лет я не с кем не из администрации на эту тему не говорил, потому что меня
не слышали. Я думаю, что это было не правильно, потому что все равно надо
собирать людей, нужно двигать идеи, создавать какое-то понимание.
Сейчас, я думаю, назрело время, когда можно прийти к ним, к некоторым
из них и быть услышанным. То есть уже можно встретить очень внятных
губернаторов, очень умных, толковых, ответственных, желающих сделать
что-то для людей. И есть такие же главы районов.

Так что, если у вас есть конкретные предложения, мы поможем вам их запустить и даже как-то про финансируем. Несколько лет тяжелой работы ради понимания привели нас к новой ситуации, возникло новое понимание. Еще есть несколько реальных возможностей на северо-западе и в Сибири. Так что, если есть интерес, давайте думать, давайте строить. Самое главное с чего надо начать это собрать реальные примеры мало масштабной экономики, которая существует сегодня. Сегодня нет времени говорить о какой-то концепции развития территории, это за один-два часа не расскажешь.

Но если в двух словах сказать, то мы можем говорить о развитии сельской местности как о территории, на которой есть несколько сотен маленьких производств, сосуществующих как цепочки, продающие друг другу разные товары и услуги. За счет этого увеличивающего внутренний оборот и увеличивающего долю внутреннего продукта.

Нельзя говорить об этом как о быстром процессе. Но если мы сможем получить один процент рынка, значит, мы можем получить и 10%. Если у вас будет один процент местного рынка, значит, у вас будет достаточно денег чтобы активно развиваться.

Но это предполагает развитые социальные связи, которых сегодня нет. Это предполагает сознательное и умышленное понимание того, что надо покупать товары только у своих, у местных производителей. В Америке, это многомиллионное движение, которое называется buy lokal, покупай местное. Еда может быть только местной - это говорит президент. Все что является не местным, не является едой. Это какой-то консервант, это какая-то химическая субстанция, которая, как правило, несет в себе угрозу.

Есть много миллиардные корпорации, которые подготавливают продажу всего этого и есть мощнейшее движение, которое говорит - покупай местное. Покупай местное это не просто идеология. Покупай местное это не просто рабочие места для тебя и твоих детей. Покупай местное это почти религия для миллионов людей.

У нас ничего этого нет. У нас вообще нет ничего, на что мы можем сегодня опираться. Но если у нас есть, хотя бы несколько тысяч человек, которые сложили свои усилия, то у нас есть будущее. Я думаю, что основные силы, которые у нас есть, это люди, живущие в городах.

Люди, которые живут в районах или в деревнях это люди, которые просто пожилые. Это очень хорошие люди. Это очень замечательные люди. Но им очень не просто изменить свое решение. Им очень сложно понять, что такое современная цивилизация. И они живут точно так же, как 50-100 лет назад.

Их дети и внуки уехали. Многие из них делают карьеру или занимаются бизнесом в мегаполисе. Но многие помогли, если бы была сеть или работающий проект. Когда возникает очаг, его можно назвать ТОС, сразу возникает возможность создавать связи.

Но это нельзя сделать без опоры на власть и вертикаль. Мы страна, в которой на сегодняшний день существует, только вертикальный контракт, и никакого другого контракта нет. Давайте создадим горизонтальный контракт, который бы мог с вертикальным контрактом, о чем-то договориться. И завтра ситуация кардинально поменяется.

Давайте подумаем, что мы можем сделать сообща. Как мы можем поддерживать друг друга удаленно. Если каждый из вас пришлет мне на почту один пример, реально существующего маленького производства, которое является технологичным, то мы здорово поможем друг другу, потому что эти примеры мы опубликуем для всех.

Если нас здесь 50 человек, и мы найдем 50 примеров, то найдется еще какое-то количество людей, которые тоже что-то скажут. Вы придете к своему главе. Глава администрации не поверит, не поймет, скорее всего, отвергнет.

Я несколько лет обращаюсь, прошу, убеждаю и все напрасно. Главы районов на местах убеждены, что работает только большое производство, нас может спасти только большое производство.

Какое большое производство вас может спасти? Если производство "Проктер энд гембл" это несколько десятков человек, и они производят на всю страну. Причем вся прибыль, которая там будет заработана уйдет.

Сегодня нас может спасти только несколько сотен маленьких производств, которые расположены в глубинке и связанных местными деньгами. И ваша задача их создать. Их никто не видит. Их никто не хочет. Мелкий бизнес разделен, каждый сам поодиночке. И это замкнутый круг. Его не понятно как разорвать.

Вот пришла какая-то сила несколько десятков горожан, которые хотят переселиться. Я не буду сейчас говорить об идеологии переселения, которую сейчас я вижу. Там очень много подводных камней и заложенных угроз в самих базовых посылах.
 

Горожане

Но я очень ценю и уважаю, тот героизм, и тот подвижнический труд тех людей, которые это делают. Потому что их опыт в любом случае очень ценен, даже, если этот опыт очень тяжелый. И у нас с вами нет ни какого другого выхода, кроме, как колонизировать свою страну обратно, чтобы жить на своей родине. Нужны городские, именно городские, люди с новым мышлением, с новыми силами, с новыми взглядами, с новыми экономическими проектами. Я очень надеюсь, что наши встречи будут постоянными, чтобы мы могли создать такие проекты и воплотить, а это большой труд.
По поводу технологий. Китай сохраняет свои тысячелетние традиции и умудряется их транслировать, но при этом Китай создал мощнейшую систему заимствования знаний. Если мы пытаемся сами изобретать, то мы тратим большое количество сил и времени, а его у нас нет.

Если мы увидим, как пытаются в других странах решать свои проблемы, то мы понимаем, как мы это можем сделать. Совершенно не обязательно, что мы это будем делать так же как в других странах, но надо видеть параллель, это очень важно. И нам, когда мы говорим о развитии локальности совершенно не возможно не опираться на тот гигантский мировой опыт, который есть, а у нас его нет.

Катастрофа в том, что у нас в головах руководителей не существует понятий. Их нельзя назвать, нет терминов. Обама стал президентом США, после какого-то количества разных компаний, но начал он с того, что он был комьюнити органайзером (community organizer) в Чикаго.

Его нанял фонд развития местных сообществ Чикаго, и он несколько лет проработал комьюнити органайзером (community organizer). Так вот, когда, я купил книжку Деджефри Обамы, выясняется, что нет способов назвать это, перевод на русский язык чудовищный. Перевод термина community organizer будет такой - общественный организатор. Кто это такой  этот общественный организатор? Чем он занимается? Это кто, такой странный человек, типа массовика затейника.

Как вариант перевода это агент изменений. Власть понимает, что она не может сама изменять, если власть начинает сама изменять, начинается крах. Власть должна быть стабильной, она должна принимать изменения, которые успешны и им содействовать.

Тогда эти изменения должен кто-то создавать. Мы говорим, что бизнес должен создавать изменения. На деле получается, что один бизнес пришел и всех выгнал. Очень хорошее изменение. Пришли сети. Подавили весь мелкий бизнес. Заняли территорию. Продавили и пролоббировали законодательство, которое называется антимонопольным. Таким, что их никто и никогда не обвинит, что они монополисты. Потому что четыре крупных сети разделят территорию области между собой и ни один из них не будет монополистом. Никого кроме них не будет. Все будет по закону и все будет замечательно.

Кто сможет объяснить, включить, научить? То с чем все носятся. И спрашивают как? Это технологии. Этому учат. Это должны быть люди с психологическим образованием. Это должны быть люди с методическим и экономическим образованием, которые понимают, что такое власть? Власть на самом деле это дубинка. И все. Власть отличается от не власти тем, что она может наказать за неисполнение своих законов. Она может хорошо делать одну вещь наказывать.

Все остальное власть делает хуже, чем не власть. У нас гигантское тотальное представление, что только власть. И как научить этих людей? Как их втянуть? Как доказать, что ты же сам можешь?

Центр развития

В Америке 15 тысяч агентств развития. 15 тысяч! Десятки тысяч фондов. Частных. Коммунальных. Корпоративных. Самых разных. Не говоря о таких крупных  фондах, как Макартура, Карнеги, Форда, Мотта, Карлайла, Майкрософт и так далее. Всех трудно перечислить их тысячи. У них крупнейшие многомиллионные программы.

У нас нет ничего вообще. Я очень прошу вас рассказать о своих проектах. Опишите их. Оставьте свою электронную почту в комментариях. Пришлите по почте хотя бы один успешный пример. Какой бы ни был депрессивный район, но в нем обязательно есть одно маленькое и технологичное производство. Это проверенный факт. В каждом районе страны. Обязательно есть. Есть какая-то пекарня. Есть деревопереработка или торф. В каждом что-то есть.

И если их собрать хотя бы десятками, то можно поделиться друг с другом, это очень важно сейчас. Когда мы говорим, что будем сейчас что-то конструировать, нам надо иметь эти кирпичики, из которых можно сложить местную экономику.
Но в маленьком городе, в котором я работаю, люди не хотят рассуждать. Им не интересны модели. Они не хотят говорить ни о чем, кроме, конкретного дела. Они говорят: "Скажите, что нам делать, конкретно и ясно? Мы не хотим рассуждать, мы хотим что-то делать и хорошо жить".

Я говорю им, что это ваша жизнь, это ваша экономика, это ваша работа. Вам надо не просто понять, что вы будете делать, а что будет делать каждый из вас во взаимосвязи с другими. Я могу помочь наладить взаимосвязи между вами, показать вам идеальную модель, в которой каждый из вас может найти свое место. Они этого не понимают.

Поэтому нужны примеры и эти примеры должны быть в первую очередь не об управлении, не об информационном пространстве, это другая жизнь. Надо прийти с конкретными земными примерами маленьких производств. Это нужно показать и главам районов.

В августе я провел семинар для глав районов владимирской области. Замечательные и умные люди, талантливые очень хорошие. Даже и для них надо прийти и показать десятки примеров, чтобы из них как из кубиков собрать у вас из сотен маленьких производств вашу экономику, которая будет устойчива. Нам надо научиться собирать эти маленькие экономики, как пчелы собирают мед.

Поэтому я вас прошу в течении десяти дней найти хотя бы один пример успешного локального производства и оставить его в коментах.

Почему это необходимо? Я очень ценю и уважаю Жака Фрэско, но это 40 лет разговоров о будущем. И очень не хочется повторить вот такую схему. Что у нас есть в целом. Есть что-то связанное с пермакультурой, ее принес Зепп Хольцер, за это ему спасибо. Спасибо ребятам из Калужской области, которые его позвали. Они начали проводить семинары, и оно разошлось. Где-то есть такие гнезда знаний, что делать с пермакультурой основанной на микоризе.
Есть какое-то количество знаний про домостроение. Пусть оно пока разрозненное и противоречивое, но оно есть.

Спасибо, тому человеку из Белоруссии, который построил свой первый замечательный дом из соломы. Это стало развиваться. Появились дома из земли, самана, под куполом и другие самые разные конструкции. Разведение дождевых червей для производства биогумуса. Можно перечислить не менее сотни замечательных проектов, которые все очень хорошие, но сами по себе они ни чего не стоят, они не работают по отдельности. Они могут быть эффективны только во взаимосвязи друг с другом, только в инфраструктуре.
 

Сеть местных производств

Мы можем найти тысячи полезных идей, бизнесов и начинаний, в которые вложены масса денег и времени. Все они будут приходить в упадок, потому что за ними не видно экономики. Они все в массе одиночки и среди них нет ни одного, который объединит их, что бы они наконец-то заработали.

Людей не убеждают идеи, им надо конкретный пример экономики, в которой взаимосвязано работает двадцать тридцать маленьких производств. Они успешны и устойчивы, потому что они работают для внутреннего потребления. Если у нас есть сто маленьких производств по всей стране, значит, это может быть и у вас.

Если у вас есть это знание, значит, вы знаете, как зарабатывать. Если вы эти знания можете отдать главе района, вы оказываетесь очень нужными людьми. А сейчас вы, скорее всего люди с противоречивым положением. Если люди едут жить в деревню, им нужно прийти с этим знанием. Ни кто его в одиночку не создаст. Его можно создать только широкой сетью.

Наша задача создать некий стандарт. Некий набор вопросов. Есть небольшие предприятия, которые выращивают клюкву. Есть люди, которые занимаются семеноводством. Есть люди, которые занимаются электроникой в глубинке. На мой блог зашел человек из Питера, он прожил в Питере всю жизнь, но он родом из Вологодской области. Он пишет, что у них в деревне есть такой-то человек, который создает автоматику для чего угодно, делает ветрогенераторы и солнечные батареи из подручных средств, которые успешно работают в его хозяйстве.

Нам надо собрать вот этот круг знаний, я начал вешать это на блоге, но выяснилось, что люди не понимают, не видят. Так если мы даже не понимаем, что видеть. Как мы можем пытаться строить новую экономику?

Я несколько лет в проектном бюро работал с молодежью. Я ездил по стране, и мы проводили молодежные обучающие проекты и разрабатывали программы. Я думал, что если губернатор какой-то области обещает что-то сделать, рядом стоит молодежь, которая готова взяться за дело, есть какой-то глава района, который хочет осуществить реальный и очень важный проект. Но в результате на выходе ничего.

Потому что глава района, возвращаясь в обычную жизнь, думает, как ему привлечь дотацию. Молодежь, которую саму послали выполнять работу, наткнется на непонимание и перегорит. Значит надо прийти к губернатору еще раз, но уже пониманием работы хозяйства в целом. И определиться: Дмитрий создаст пилораму, Иван будет заниматься разведением льна, Петр будет заниматься курами и овцами. Это целая сеть маленьких производств.

Сегодня деревня не может быть только сельскохозяйственной это надо понять. Если вы являетесь сельскохозяйственной территорией, вы будете бедными, потому что вы являетесь производителем сырья. А сырье имеет ножницы. Если его мало, то оно не приносит прибыли, потому что его мало. А если его много, оно не приносит прибыли, потому что оно тут же дешевеет. И основную прибыль получают переработчики.

Если мы говорим об идеальной модели, тогда мы возвращаемся в ситуацию конца 19 века. Тогда большая часть товара, которая потреблялась жителями того или иного уезда, производились внутри этого уезда или соседних территорий и были формы обмена между этими территориями.

Если эту модель восстановить, тогда мы способны конкурировать с китайцами, но только на своей территории. Для этого мы технологичны. А для этого у нас есть люди из Питера, у которых есть инженерное мышление, есть ребята молодые, которые могут создать производство, опираясь на современные технологии.

Мы взяли в одной области 10-20-30 производств, в другой области 10-20-30 производств, в третьей области 10-20-30 производств, и мы это все сложили в некую картинку, а после этого, когда вы строите свое поселение, вы это используете как набор материала, который можно использовать при строительстве. Все остальное, что вы будете придумывать, можете потом к этому присоединять.

До тех пор пока вы не покажите губернатору, что вы это можете реально, вы не получите поддержки. Когда вы это покажите губернатору, и он скажет: я это хочу. Вы  получите серьезную поддержку, потому что губернаторы сегодня понимают, что людей нет, бюджеты сыпятся, территория практически пустая, что делать непонятно.

Любому губернатору понятно, что нужны несколько тысяч горожан, но не понятно зачем. До тех пор пока кто-то не придет и не скажет, как и что делать ничего не получится. Причем это должен быть не учебник, это должен быть хороший конкретный набор маленьких производств. И надо научить глав районов и показать это на практике.

Завтра у нас будет мозговой штурм, который мы хотели бы посвятить созданию типологии конкретных производств. Нарисовать карту взаимосвязанных производств и создать типологию местной экономики. Все зависит от наличия ресурсов. При наличии одних ресурсов - одни предприятия, при наличии других ресурсов другой комплекс предприятий. Подробнее об этом читайте в следующей статье.

 

Просмотров: 1104 | Добавил: medem | Теги: товарищества, кооперативы, локальная экономика | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]