Когда Прибалтика уходила из Советского Союза, на Европейские деньги были проведены очень мощные социально экономические исследования. В результате были предложены варианты развития экономик разных муниципалитетов Прибалтики. Нам надо тоже такое сделать, но у нас сейчас есть конкретный глава, который готов конкретно помогать, есть возможность взять землю.
Я думаю, земля не самое важное, это не самая большая проблема. Самая большая проблема это собрать несколько десятков или сотен человек, которые создадут понимание, как мы там будем зарабатывать. Создадут настолько слаженный и проработанный механизм, работающий на внутренний рынок и охваченный внутренними взаимосвязями, что он потеснит привозную продукцию.
Стратегия развития территории состоит в том, что механизм продажи был, в том числе, не экономическим. Например, стратегия продажи колбасы местного производства состоит в том, что население убеждено, что надо покупать местные товары для того, чтобы завтра у всех тут живущих людей была работа.
Точно так же работает "Адидас", он по большому счету управляет потребительским выбором. У него абсолютно не качественная продукция. Нельзя сказать, что качество "Адидас", кардинально отличается от всей другой спортивной продукции. Но "Адидас" умудрился захватить сознание людей и навязать свою продукцию.
Так вот, пока мы существуем поодиночке, и мы пытаемся покидать мегаполисы маленькими группами, вы ни чем не можете управлять. А если мы создаем, что-то напоминающее корпорацию и мы можем управлять потребительским выбором жителей города или района, то выясняется, что мы можем управлять в принципе не маленькими деньгами.
Я думаю, что местный рынок начинается с объединения местных жителей порядка ста тысяч человек. Сто тысяч даже если это люди, живущие на зарплату 200 рублей в день, это не много ни мало 8 миллиардов в год. Даже если вы сможете освоить часть этих денег благодаря местной экономике, то это достаточно много.
Но пока вы этого сделать не можете, потому что у вас нет этого механизма. А вот "Адидас" это может сделать, потому что у него есть этот механизм. То есть по большому счету "Адидас" ничего не производит на самом деле, "Адидас" управляет информационными потоками.
Надо научиться управлять выбором, управлять волей, если мы можем управлять коллективным выбором 100 человек, то мы будем устойчиво развиваться.
Давайте не будем ставить задачу конкурировать товарами, давайте убедим людей коллективно взаимодействовать на постройке забора. Давайте будем убеждать людей коллективно взаимодействовать в решении каких-то насущных, но не очень сложных задач. Нельзя сразу построить очень большую систему.
Почему сегодня можно кардинально что-то сделать в Пикалево? Потому что власть поняла, что надо идти в этом направлении и она будет это поддерживать. И те разумные люди, которые придут с какими-то своими проектами получат серьезную поддержку. Печально, что люди это еще не понимают, но мне кажется, что те образовательные проекты, которые мы там ведем, то же будут малоуспешны, потому что люди не понимают, зачем нужны образовательные проекты. Я вам скажу больше, они даже не вызывают интереса.
Большим успехом пользуются культурные проекты, только лишь на уровне восприятия, ну красиво, ну и что, это не самое важное. Вот, например, проект детской площадки построенной в центре города, в котором участвовало несколько десятков людей в качестве волонтеров. Они в течение нескольких месяцев принимали участие, работая на строительстве площадки с лопатами и с граблями, они там разгребали и рыли.
В итоге, оказалось, что те бизнес фирмы, которые участвовали или содействовали постройке этой площадки, получили дополнительную рекламу и стали местными брендами. Люди в благодарность за поддержку этого социального проекта для детей покупают только их товары, в надежде, на то, что часть полученной прибыли будет использовано в следующем развивающем проекте.
Очень интересный животноводческий проект сейчас работает и приносит миллионы рублей, там был необходим большой стартовый капитал для организации фермы. Очень интересный логистический проект, совершенно замечательный.
Это логистическая фирма, которая состояла сначала из двух человек мужа и жены, приехавших из Санкт-Петербурга. У них был стартовый ресурс в виде знания. У них была база данных перевозчиков и база данных заказчиков. То, что им нужно было в Пикалево это хороший интернет и телефонная связь, они могли работать дома. Но пользуясь местными ресурсами, а в каждой местности есть свои ресурсы, они создают фирму, нанимают людей, потому что дешевая рабочая сила это ресурс, дешевая аренда это ресурс.
Их коммерческая выгода состоит в том, что они не в мегаполисе. Они могут работать с более низкими тарифами на перевозку, чем их конкуренты в Москве и Питере, потому что у них затрат очень мало и они на много ниже чем в Питере. А услуга практически та же самая. Такая фирма может быть создана в любой деревне, если там есть оптоволокно, и устойчивая телефонная связь.
У него сейчас работает семь местных девушек, у них есть небольшая стартовая зарплата и процент от договора. Он говорит что этих девушек уже не выгонишь, потому что по местным меркам они получают очень приличную зарплату и Питерская зарплата должна быть на много выше, для того чтобы человек этим занимался. То есть у него все очень успешно складывается.
Там еще есть вполне конкурентоспособные проекты в строительном бизнесе, проекты производства стройматериалов. Мы помогли создать проекты в сфере питания, в частности пиццерии. Сейчас в Пикалево создается сеть пиццерий, возникла пиццерия в Тихвине, входящая в сеть как точка, также возникли пиццерии в других соседних территориях.
Поэтому нельзя сказать, что этого вообще нет. Город развивается. Я думаю, что если мы приходим с вами к главе района, вместе с губернатором. И говорим о создании десяти производств, которые между собой увязаны, поначалу даже трех производств будет достаточно, тогда поселения не возникает, которое требует какого-то количества денег, они найдутся. Но самым главным результатом нашей встречи это регистрация участников, поэтому кто не зарегистрировался, пожалуйста, сделайте это. Мне бы не хотелось, чтобы мы потеряли связь с вами, один из главных результатов сегодня, является поддержание контактов, чтобы мы могли не теряться. И напоследок расскажите о своем проекте. Кто желающий?
Я заметил такую вещь, очень часто, те, кто достигли профессиональных и технологических успехов сталкиваются с трудностью реализации своей продукции. Столкнувшись с этой проблемой, они идут несколькими путями. Первый это набирают учеников, чтобы, таким образом продолжить это дело и быть в кругу единомышленников, второй путь состоит в том, чтобы освоить новое, предположительно более выгодное дело.
Мало кто идет на первый взгляд более сложным путем, это создание трех взаимосвязанных маленьких производств, которые работают только для внутреннего спроса. Это одна задача. Вторая состоит в том, чтобы продолжать работать в большой экономике. И это на сегодняшний день это большая проблема, параллельно заниматься большим количеством разных дел.
Для этого надо хотя бы три человека, которые понимают важность создания трех маленьких производств работающих только для внутреннего спроса. Выгодность такого содружества состоит в том, что у этих производств есть всегда спрос, значит, они будут развиваться и рано или поздно превратятся в корпорацию.
Еще есть проект, связанный с психологией сообщества. Моей задачей является преодоление конфликтов в сообществе. Я пытаюсь эти конфликты вывести на поверхность и разрешить их, таким образам, чтобы обошлось без жертв разрушений, и одновременно, чтобы люди увидели, в чем состоит их недоговоренность друг с другом.
Мы моделируем городское сообщество, для того чтобы понять, что нас разделяет и как мы можем прийти к какому-то компромиссу. И из борьбы всех со всеми перейти к совместному творчеству. Это, то, что называется мировая работа.
Я хотел бы вернуться к тому, о чем мы говорили в самом начале. Почему так возникает? Почему вся система взаимоотношений власти и общества состоит из борьбы за ресурсы. Для этого власть тянет ресурсы наверх, и через вертикаль все распределяет. Чем больше проблем создается, тем больше есть поводов требовать ресурсы. Это очень плохая логика, но надо понимать, почему она такая и откуда она возникла.
Ответы можно найти в работах знаменитого нашего социолога Семёна Аркадьевича Козловского. Этот человек начал свою карьеру с разнорабочего и к 2000 году он стал референтом у Путина. Сейчас он ушел из системы власти, и является заведующим кафедры государственного муниципального управления в Высшей школе экономики.
Он разработал концепцию нашего общества, благодаря которой стало понятно, как решить некоторые наши проблемы. В частности, почему возникает такая реакция отторжения у местной власти на людей, которые приходят и готовы что-то делать.
Почему западные концепции экономические и социальные у нас в стране почти не работают.
Его основная идея заключается в том, что наша страна это государство не классовое, как нынешняя пост капиталистическая Европа и США. У нас государство сословное, так сложилось исторически. Сословие это общественная группа в государстве с наследственными правами и обязанностями. Например, крестьяне, мещане, дворяне, духовенство - это дореволюционные сословия. Сейчас у нас есть военные, чиновники всех рангов, депутаты, врачи, учителя, полиция - это группы, которым государство раздает ресурсы, в зависимости от того на сколько эти люди могут убедить государство в собственной необходимости.
После крушения советской системы, которая была в высшей степени сословной, потому что все получали зарплату от государства. Рабочие это было сословие, занимающее определенное место в государственной вертикали. Была коммунистическая партия, которая являлась центром распределения ресурсов между сословиями.
После того как государство рухнуло, люди привыкшие к такой форме распределения чувствуют себя не у дел. Сословий было много, а ресурсов, которые можно раздавать направо и налево стало все меньше и меньше. У нас произошло выпадение целых слоев общества в некий бессословный осадок.
Поэтому сейчас, мы в какой-то степени, представляем собой людей, из которых нужно создавать какое-то сословие. Нам опять нужно доказывать государству, что мы ему нужны. И нам тоже надо выделять ресурсы, или, по крайней мере, не мешать их создавать. Не только для себя, но и для всего общества.
Мое глубокое убеждение, что если мы откажемся от стереотипов навязанных нам Западом и поймем наше историческое место в нашей стране, наша жизнь станет лучше. Всем рекомендую ознакомиться с работами этого замечательного социолога.
|